ЭРА-ГЛОНАСС. Скоро новая ЭРА?
Уже с 1 января будущего года все новые модели, поставляемые в Россию, должны будут оснащаться модулями системы ЭРА-ГЛОНАСС. Как к нововведению готовятся иностранные автопроизводители, выясняла Екатерина Квашенкина...
Система экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС изначально разрабатывалась как ответ государства на непрекращающийся рост числа ДТП. По расчетам заместителя министра транспорта Алексея Цыденова, эта система способна ежегодно спасать жизни 4000 человек. Каким образом? ЭРА-ГЛОНАСС подразумевает установку в автомобиле специального модуля, в который входят блоки определения местоположения и GPRS, а также микрофон, громкоговоритель и датчики удара.
Если машина попадает в аварию, собственно фиксируемую датчиками удара, то данные о месте ДТП, определенные по спутнику, немедленно отправляются по каналу сотовой связи в службу помощи. Оператор-спасатель связывается с водителем, уточняет, что произошло, и при необходимости направляет «скорую», полицию, пожарных. Если водитель не отвечает, помощь приедет «автоматически». В результате сокращается время на ожидание врачей и доставку пострадвших в больницу. Именно это позволяет спасать больше жизней.
У ЭРА-ГЛОНАСС много общего с центрами помощи автопроизводителей, например Volvo On Call или OnStar концерна General Motors (только в США и Китае). Кроме того, аналогичная служба автоматического экстренного реагирования в будущем году появится в Европе. В России система ЭРА-ГЛОНАСС запускается поэтапно. В 2013 году должно было завершиться тестирование, в 2014-м собирались начать ее применение на грузовом и общественном транспорте. С октяб ря 2014 года модулями ЭРА-ГЛОНАСС хотели оснащать все впервые сертифицируемые в России иномарки — проще говоря, новые модели, которые только выходят на рынок. С 2017 года эту систему планируют ставить на все легковые автомобили.
(нажмите на картинку для увеличения)
Секреты подготовки
Однако сроки введения ЭРА-ГЛОНАСС в России уже затягиваются. Так, обязательную установку модуля на иномарки с октября 2014-го перенесли на 1 января 2015 года. О полноценной эксплуатации системы в текущем году речь тоже не идет. По словам Евгения Белянко, вице-президента НП «ГЛОНАСС», система «будет запущена в промышленную эксплуатацию с 1 января 2015 года, в данный момент она находится на этапе внедрения». Отчасти именно из-за многочисленных переносов сроков автопроизводители, которым предстоит устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС на свои будущие модели, пока не слишком беспокоятся. Некоторые из них выбрали мудрую тактику — сертифицировать свои готовящиеся автомобили заранее, до 1 января 2015-го. То есть по старым правилам и без всякой ЭРА-ГЛОНАСС.
Чтобы в случае ДТП из автомобиля автоматически поступал сигнал, означающий просьбу о помощи, машина должна быть оборудована датчиком удара, фиксирующим аварию, навигационным модулем ГЛОНАСС, который определяет текущие координаты, слотом для SIM-карты, обеспечивающей телефонную связь, а также микрофоном и динамиком ЭРА-ГЛОНАСС подразумевает и установку кнопок вызова помощи. Они могут быть расположены где угодно, быть встроенными (как у современных Volvo) или навесными. Все модули можно приобрести отдельно — рано или поздно нам с вами придется это делать, ведь с 2020 года власти хотят обязать ставить ЭРА-ГЛОНАСС и на подержанные машины простых граждан.
Операторы, которые решают, куда отправлять службы экстренного реагирования, на своих экранах видят карточки автомобилей, в которых указано, что и где произошло.
Все новые автомобили — как собираемые в России, так и поставляемые к нам из-за границы — планируют оснащать ЭРА-ГЛОНАСС с 2017 года.
Производители сами решают, какие модули ставить.
Например, так поступили в компании Subaru: модели Legacy и Outback нового поколения, поставки которых начнутся лишь в 2015 году, уже получили в России одобрение типа транспортного средства. Так что до 2017 года японскому автопроизводителю о модулях ЭРА-ГЛОНАСС можно не беспокоиться. Аналогично поступила и компания Chery, которая планирует серьезно расширить линейку моделей, представленных в России. Как нам рассказали в ее представительстве, три новинки, у одной из которых еще даже нет торгового названия, уже прошли сертификацию для России.
«По действующим требованиям», — говорит Геннадий Павлов, генеральный директор ЗАО «Чери Автомобили РУС». Также господин Павлов подчеркнул: «Согласно принятому закону с 1 января 2017 года все новые автомобили должны быть оборудованы модулем ГЛОНАСС, а в автомобилях Chery он будет интегрирован в бортовую систему на год раньше». А вот в Toyota, видимо, выбрали другую тактику. В пресс-службе компании сообщили: «Мы активно готовимся к тому, чтобы с 1 января 2015 года наши автомобили, которые впервые сертифицируются в РФ, были оснащены бортовыми устройствами с поддержкой ЭРА-ГЛОНАСС».
Техника на выбор
Что именно интегрировать в автомобили, производители решают сами. Вице-президент НП «ГЛОНАСС» Евгений Белянко объясняет: «Каждый автопроизводитель самостоятельно выбирает поставщика оборудования. У автоконцернов традиционно есть свой круг поставщиков, с которыми они готовы работать».
Вывод
Массового появления модулей ЭРА-ГЛОНАСС на всех новых моделях в следующем году ждать не стоит — автомобили зачастую сертифицируются заранее. Получится ли у государства заставить всех использовать ЭРА-ГЛОНАСС к 2017 году, тоже вопрос, поскольку сроки внедрения системы до сих пор соблюдались далеко не всегда.