Выбор автомобильных шин для зимы
Перед приходом зимнего сезона некоторые владельцы авто задумываются о том, какую резину предпочесть для холодного времени года. Выбор стоит между шипованными, всесезонными шинами и «липучками».
Шипованные шины
К главным достоинствам шипованныx шин причисляют следующие аспекты:
- Высокую эффективность при езде по снегу и по асфальту, покрытому льдом. Необходимый для безопасного движения контакт с таким покрытием достигается за счет врезания шипов в лед.
- Сокращение тормозного пути. Машине требуется меньше времени для полной остановки благодаря тому, что шипы не позволяют колесам скользить по снежному, ледяному покрытию.
Еще одним преимуществом шипованных шин считается более легкое управление при выполнении поворотов, маневров на зимней дороге.
Наряду с этим зимние покрышки с шипами имеют несколько недостатков и особенностей, требующих внимания автовладельцев.
Во-первых, шипованные изделия разработаны именно для движения по снегу либо льду. Их эксплуатация в городских условиях на асфальте приводит следующим последствиям:
- быстрому истиранию шипов;
- их деформации, выпадению.
После этого резина уже не обеспечивает безопасной езды по зимним дорогам.
Во-вторых, на чистом сухом покрытии шипованные шины не гарантируют сокращение тормозного пути. Происходит это по причине того, что стальные элементы в резине не могут цепляться за такую дорогу.
В условиях, когда дорога покрыта большим количеством рыхлого снега, применение шипов также не дает преимуществ. Пятно контакта быстро забивается снегом, сцепление с покрытием сильно ухудшается.
Еще одна особенность, свойственная шипованным покрышкам — заметный шум, возникающий в ходе их использования. Он не только доставляет дискомфорт водителю, отвлекает его от дороги, но и может маскировать другие звуки, которые могут свидетельствовать о неисправности авто.
Свойства, присущие шипованным шинам, делают их идеально подходящими для загородных поездок по малозагруженным трассам. Также они хороши для использования в северных регионах. Для езды по городским асфальтированным дорогам это не лучший вариант.
Фрикционные шины
Авторезина, лишенная шипов, называется фрикционной или «липучкой». Ее сцепление с поверхностью обеспечивается благодаря специальным кромкам. Многочисленные ламели образуют острые элементы.
Покрышки фрикционного типа хороши для эксплуатации при температуре -25 °C на следующих видах покрытия:
- сухом асфальте;
- покрытой снегом дороге.
Преимущества «липучек» выражаются в следующем:
- Минимальном уровне шума. Достигается из-за отсутствия стальных элементов в конструкции.
- Пригодности для эксплуатации на талом либо мокром снегу. В подобных условиях фрикционные покрышки обеспечивают машине устойчивое поведение благодаря тому, что протектор глубоко вдавливается в мокрый снег, нагрузка на колеса способствует улучшению сцепления с дорогой.
- Хорошем контакте с сухим чистым дорожным покрытием (асфальтом). Лишенная шипов авторезина практически прилипает к нему, гарантируя отличные тягово-сцепные качества и уменьшая длину тормозного пути.
- Медленном износе протектора. У «липучек» протектор устойчив к абразивному износу.
При всех достоинствах покрышки фрикционного типа не отличаются надежным сцеплением с поверхностью льда. Особенно это касается ситуаций, когда машина попадает в боковой занос.
Еще одна отрицательная особенность «липучек», обусловленная отсутствием в их конструкции стальных элементов — риск пробуксовки колес в момент старта на скользкой дороге.
По совокупности свойств фрикционной резины можно сделать вывод, что зимой ее использование целесообразно лишь в городских условиях на сухом асфальте либо на хорошо промерзшей трассе. Такой вид покрышек рекомендован для машин с передним приводом и антиблокировочной системой.
Всесезонные шины
Шины всесезонного типа или «всесезонки» представляют собой нечто среднее между покрышками для зимнего и летнего сезона. Они обладают следующими характерными особенностями:
- «Полузимний» рисунок делает «всесезонки» достаточно шумными при эксплуатации. Лишний шум отвлекает от процесса вождения.
- Коэффициент сцепления у такой резины ниже, чем у сезонной. Это становится причиной плохой управляемости авто зимой.
- При температуре от -10 до -25 °C универсальные качества резинового сплава значительно снижаются. При температуре ниже -25 °C они полностью утрачиваются, езда становится небезопасной.
- «Всесезонки» сделаны из достаточно эластичного материала. За счет этого на морозе они несильно дубеют.
- Протекторный рисунок на такой резине мельче, чем на сезонной. В силу этого выход из заносов зимой усложняется.
Перечисленные особенности всесезонных шин указывают на то, что несмотря на название их нельзя считать подходящими для круглогодичной эксплуатации. Зимой их использование допустимо, только если климатические условия достаточно мягкие:
- нет большого количества снега;
- температура не опускается ниже -10 °C.
В более суровом зимнем климате ездить на всесезонных покрышках небезопасно.
Важные аспекты
При выборе авторезины для зимы важно учитывать не только ее положительные и отрицательные свойства, определяющие наиболее подходящие условия эксплуатации. Рекомендуется также обращать внимание на то, чтобы шины соответствовали машине по ряду параметров:
- Размеру. Небольшая разница в сторону увеличения радиуса покрышек допускается, если авто не будет использоваться для зимнего ралли.
- Индексу скорости. Он должен быть не меньше скоростных показателей авто.
- Индексу грузоподъемности. И уменьшение, и увеличение данного параметра сделает эксплуатацию авто небезопасной.
Еще одно условие касается маркировки покрышек. На то, что изделия предназначены для зимней эксплуатации указывают следующие обозначения:
- M + S;
- all weather;
- изображение снежинки.
Маркировка шин требует внимания еще и по той причине, что в некоторых регионах страны использование зимней резины в холодное время года является обязательным.
При выборе покрышек важно также учитывать, когда они были выпущены. Хотя это не является обязательным условием, лучше выбирать максимально «свежие» изделия, выпущенные в рамках одной партии.