Дайхатсу Фероза (Daihatsu Feroza)
Daihatsu Feroza — трёхдверный четырёхместный лёгкий автомобиль повышенной проходимости, выпускавшийся японским концерном Daihatsu с 1988 по 1998 год. До 1992 года комплектовался карбюраторным бензиновым двигателем Daihatsu HD-C, после 1992-го года — впрысковым Daihatsu HD-E. Трансмиссия включает пятиступенчатую механическую либо автоматическую коробку переключения передач и раздаточную коробку с постоянным (full-time, одноступенчатая, с блокировкой межосевого дифференциала) либо жёстко подключаемым (part-time, двухступенчатая) полным приводом. В силу небольшого веса, наличия рамы и простоты конструкции Daihatsu Feroza часто используется как платформа для самостоятельной постройки лёгкого внедорожника, обладающего выдающейся проходимостью, или трофимобиля. Замечено успешное участие этих автомобилей во внедорожных соревнованиях, вплоть до категории ТР3-3.
История
Feroza является продуктом переработки Daihatsu Rugger (в экспортном варианте — Daihatsu Rocky F7, Daihatsu Fourtrack), выпускавшимся ранее. По сравнению с Rugger, Feroza в полтора раза легче, имеет независимую переднюю подвеску, и кузов типа кабриолет с пластиковой крышей либо тентом. Вариант для японского рынка назывался Rocky F300 или Lovibond, вариант для английского рынка — Sportrack, для индонезийского рынка — Taft GT. Существовала также версия Bertone Freeclimber II (1989—1992) с двигателем BMW M40 объёмом 1.8 л. На Rocky F300 в Японии был госзаказ для полиции, лесников, спасателей, генералов и т. д. Подавляющее большинство машин комплектовалось механической трансмиссией и раздаточной коробкой типа part-time. Начиная с 1996 года, несколько изменены дизайн кузова, добавлены антиблокировочная система и подушка безопасности. Модели SE и SX отличались только окраской. Марка Feroza II (Sportrack MkII) относится к автомобилю с увеличенной колеёй в модификации F310 (1993—1998). За 10 лет производства было выпущено более 200 тыс. автомобилей.
Конструкция
Рама — лестничного типа, кузов — типа кабриолет (металлические центральные стойки, дверные проемы, рамка лобового стекла, дуга безопасности сзади), люк пластиковый, кунг пластиковый со стеклами либо мягкий, бамперы металлические, штатная защита картера, трансмиссии, бензобака.
Двигатель HD-E 1,6 л, четырёхцилиндровый, рядный, стоит продольно, распределённый впрыск (форсунки в коллекторе), мощность 95 л. с. при 5000 об/мин, SOHC, 16 клапанов (коромысла), привод ГРМ ремнем, вентилятор на вискомуфте, бак 60 л в заднем свесе, внешний бензонасос (на раме), в «американском» варианте комплектовался системой рециркуляции отбработанных газов (EGR).
В варианте с трансмиссией part-time — механическая коробка передач (пять «коротких» передач), механическая раздатка part-time с двумя передачами (прямая и 1.8), момент вперед и назад — строго поровну, передний привод отключаемый, механические хабы, задний дифференциал обычный либо LSD. Передаточное отношение главных пар 5,3 или 5,6. Привод сцепления тросовой. Сзади неразрезной мост, спереди редуктор закреплен на раме и имеет приводы со шрусами. Передние ступицы снабжены хабами.
Задний мост стоит на листовых рессорах, спереди — двойные поперечные рычаги на торсионах, стабилизатор поперечной устойчивости. Четыре амортизатора. Самая распространенная используемая резина — 235/75 R15 (28,9 дюймов), рекомендованная заводом — 225/70 R15 (27,4 дюйма). Максимально влезающая резина с разумной лифтовкой кузова (англ. Body Lift) и подвески (англ. Suspension Lift) — 32,0 дюйма.
Система рулевого управления — «шариковинтовая пара — зубчатая рейка — сектор» с гидроусилителем (передаточное отношение — 18,4), тормоза двухконтурные (перед — зад) с вакуумным усилителем, передние дисковые вентилируемые, сзади — барабанные, стояночный тормоз устанавливается на задние колёса.
Заводские опции
Опции Daihatsu:
- алюминиевые пороги-подножки,
- АБС (после 1996 года),
- подушка безопасности водителя (после 1996 года),
- кондиционер,
- воздушная камера во впускном тракте (после 1993 года — всегда),
- 7-лопастной вентилятор ДВС и вискомуфта увеличенного диаметра,
- задний дифференциал с ограниченным проскальзыванием (LSD),
- АКПП (подразумевает также другие главные пары),
- раздатка full-time (с блокируемым дифференциалом, но без понижающей передачи),
- автоматические хабы передних колес,
- амортизаторы с регулируемой жёсткостью,
- дополнительный масляный радиатор (теплообменник между маслом и антифризом),
- дополнительный задний обогреватель салона,
- электропривод зеркал,
- электростеклоподъёмники,
- регулировка руля по высоте (после 1992 года — всегда),
- защита трансмиссии,
- защита бензобака,
- стартёр с планетарной передачей,
- пластиковые расширители крыльев (два вида, отличаются шириной),
- боксы-подлокотники для задних пассажиров,
- задние фонари в кузове (оригинально — в бампере),
- дуга-«кенгурятник»,
- рейлинги на крышу,
- вентилируемые тормозные диски,
- гидроусилитель руля (после 1992 года - всегда),
- раздельно складываемые задние сиденья,
- узкие передний и задний бамперы (70 мм),
Опции других компаний (предназначенные для Feroza F300):
- усиленные рессоры Dobinsons DAI-015R, торсионы Dobinsons TB15-197,
- усиленные рессоры Tough Dog,
- амортизаторы Dobinsons GS15-639S, GS43-082S
- передний дифференциал с автоблокировкой Keiser Locker KL-155,
- механические колесные хабы AVM-440,
- шноркель Dobinsons (на левую сторону),
- третий стоп-сигнал,
- тюнинговые запчасти общего назначения (аккумуляторы, амортизаторы, сайлент-блоки, лебёдки и т. д.),
- стандартные неоригинальные запчасти
Потребительские качества
Проходимость
Отличная геометрическая проходимость Feroza определяется длиной автомобиля 3,7 м, короткой базой, низко расположенным центром тяжести. Артикуляция задней подвески отличная, передней — удовлетворительная и поддается тюнингу. Прочность поперечин рамы и мостов позволяет цеплять ими за валуны. В глубоком песке возможен недостаток мощности, объём мотора часто подразумевает выбор в пользу прохождения препятствий ходом.
Дорожные качества
Острота управления, разгона и торможения проигрывают среднестастической легковой машине из-за длинноходной подвески и высокопрофильной резины. Передаточные числа оптимизированы для движения по пересеченной местности, машина имеет большое лобовое сопротивление (Cd=0.55), как следствие максимальная комфортная скорость на шоссе составляет около 120 км/час. При этом расход топлива составляет 10 л на 100 км.
Ремонтопригодность
Неприхотливость, простота конструкции и обслуживания делают Daihatsu Feroza пригодной для самостоятельного ремонта без специнструмента. Впрыск электронный, имеет систему самодиагностики; датчики: температуры ОЖ, температуры воздуха, давления на входе, давления топлива, содержания кислорода, положения дроссельной заслонки, скорости; клапаны: EGR, BCSV, воздушный кондиционера, воздушный ГУР. Ходовая часть сделана с запасом прочности. При активной эксплуатации по бездорожью внимания требуют шаровые опоры, рулевые наконечники, сошка, маятник, подшипники колес, сцепление, крестовины, пыльники ШРУСов; все шаровые соединения шприцуются.
Комфорт
Комфорт и шумность не являются выдающимися характеристиками, однако в эргономике салона всё на своем месте и нет ничего лишнего. Вместимость составляет фактически два человека плюс багаж (или 3 человека с рюкзаками). Для увеличения объёма багажника задние сидения снимают. Расположение, размеры и углы наклона стекол подразумевают плохую аэродинамику и отличную обзорность.
Технические характеристики Daihatsu Feroza
Daihatsu Feroza Hard Top (F300) 1.6 i 16V (95 Hp) |
Тип кузова | Внедорожник |
Количество дверей | 3 |
Количество мест | 4 |
Длина | 3770 мм |
Ширина | 1590 |
Высота | 1720 мм |
Колесная база | 2175 мм |
Колея передняя | 1335 мм |
Колея задняя | 1335 мм |
Дорожный просвет | 200 мм |
Объем багажника максимальный | 440 л |
Объем багажника минимальный | 272 л |
Расположение двигателя | Спереди, продольно |
Объем багажника максимальный | 1589 см3 |
Мощность | 95 л.с. |
При оборотах | 5700 |
Крутящий момент | 128/4800 н*м |
Система питания | Распределенный впрыск |
Наличие турбонадува | - |
Газораспределительный механизм | ohc |
Расположение цилиндров | Рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Ход поршня | 87.6мм |
Степень сжатия | 9.5 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Топливо | АИ-92 |
Привод | Полный подключаемый |
Кол-во передач (мех) | 5 |
Кол-во передач (авто) | - |
Передаточное отношение главной пары | 5.29 |
Тип передней подвески | Двойной поперечный рычаг |
Тип задней подвески | Рессора |
Передние тормоза | Дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | Барабанные |
АБС | есть |
Усилитель руля | Гидроусилитель |
Тип рулевого управления | Шестерня-рейка |
Максимальная скорость | 150 км/ч |
Время разгона (0-100 км/ч) | 13.3 c |
Расход топлива в городе | 12.4 л/100км |
Расход топлива на шоссе | 9 л/100км |
Объем топливного бака | 60 л |
Снаряженная масса автомобиля | 1220 кг |
Допустимая полная масса | 1650 кг |
Размер шин | 195/ R15 S |
Daihatsu Feroza Soft Top (F300) 1.6 i 16V (95 Hp) |
Тип кузова | Внедорожник |
Количество дверей | 3 |
Количество мест | 4 |
Длина | 3785 мм |
Ширина | 1635 |
Высота | 1720 мм |
Колесная база | 2175 мм |
Колея передняя | 1335 мм |
Колея задняя | 1335 мм |
Дорожный просвет | 200 мм |
Объем багажника максимальный | 920 л |
Объем багажника минимальный | 295 л |
Расположение двигателя | Спереди, продольно |
Объем багажника максимальный | 1589 см3 |
Мощность | 95 л.с. |
При оборотах | 5700 |
Крутящий момент | 128/4800 н*м |
Система питания | Распределенный впрыск |
Наличие турбонадува | - |
Газораспределительный механизм | ohc |
Расположение цилиндров | Рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Ход поршня | 87.6мм |
Степень сжатия | 9.5 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Топливо | АИ-92 |
Привод | Полный подключаемый |
Кол-во передач (мех) | 5 |
Кол-во передач (авто) | - |
Передаточное отношение главной пары | 5.29 |
Тип передней подвески | Двойной поперечный рычаг |
Тип задней подвески | Рессора |
Передние тормоза | Дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | Барабанные |
АБС | есть |
Усилитель руля | Гидроусилитель |
Тип рулевого управления | Шестерня-рейка |
Максимальная скорость | 150 км/ч |
Время разгона (0-100 км/ч) | 13.3 c |
Расход топлива в городе | 12.4 л/100км |
Расход топлива на шоссе | 9 л/100км |
Объем топливного бака | 60 л |
Снаряженная масса автомобиля | 1325 кг |
Допустимая полная масса | 1650 кг |
Размер шин | 195 R15 |