Додж Вайпер (Dodge Viper)
Dodge Viper — спортивный автомобиль компании Dodge (подразделение Chrysler Corporation). Производство двухместного автомобиля началось в 1992 году на заводе New Mack Assembly. В октябре 1995 года производство было перенесено на завод Conner Avenue Assembly, где и продолжалось до последнего времени. Автомобиль, а также его многочисленные модификации, часто можно увидеть в различных ТВ шоу, видео играх, фильмах и музыкальных клипах. С 2012 года автомобиль на правах флагмана перешёл под крыло отделения SRT, и до первой половины 2014 года обозначался как SRT Viper.
Модель официально поставлялась в Россию в версии родстер в 2006-2007 годах под названием "Dodge Viper SRT-10 Roadster", было продано 4 экземпляра. Модернизированные версии 2007 года (4 поколение) перестали поставляться как в Европу, так и в Россию.
История появления
Dodge Viper был задуман как продолжение традиций классических американских спортивных автомобилей. Легендарная AC Cobra была источником вдохновения: с мощным двигателем, минималистским дизайном, агрессивного стиля.
Dodge Viper родился в конце 1988 года в дизайнерской студии Chrysler. В феврале следующего года президент Chrysler Боб Лутц предложил Тому Гейлу из Chrysler Design рассмотреть возможность создания современной "Кобры". Первая модель была представлена Лутцем уже несколько месяцев спустя. В металле автомобиль появился в качестве концепткара на североамериканском международном автошоу «North American International Auto Show» в 1989 году. Этот концепткар был первоначально назван Copperhead (название гремучих змей в США) из-за его характерного внешнего вида. Название впоследствии было изменено на Viper, но все двигатели для Viper с тех пор известны как «Copperhead». Общественность встретила концепткар с энтузиазмом и главный инженер Roy Sjeoberg выбрал 85 инженеров в «команду Вайпер». Группа обратилась в подразделение Chrysler — Lamborghini с просьбой предоставить несколько прототипов алюминиевых блоков цилиндров на основе двигателя V10 от пикапов Dodge. Кузов был завершен осенью, а шасси прототипа в декабре. Хотя в тестах использовался двигатель V8, двигатель V10 был готов в феврале 1990 года.
Официальное одобрение от председателя Chrysler Ли Якокка получено было в мае 1990 года. Один год спустя Кэрролл Шелби пилотировал экспериментальную версию автомобиля в гонке «500 миль Индианаполиса». Начиная с января 1992 года начались поставки автомобиля дилерам.
Первое поколение
Двигатель основан на базе двигателя Magnum V10 из серии Chrysler LA. В исходном виде двигатель пикапа был слишком тяжёлым для спортивного автомобиля, и Lamborghini, в то время принадлежащая корпорации Chrysler, заменила чугунный блок V10 на блок из алюминиевого сплава. Chrysler из-за сомнений в реализации потенциала Viper и снижения издержек производства отказался устанавливать головки с четырьмя клапанами на цилиндр.
Двигатель весил 323 кг и развивал мощность 400 л. с. (300 кВт) при 4600 об/мин и максимальный крутящий момент 630 Н·м при 3600 об/мин. Система питания — многоточечный впрыск топлива с электронным управлением, система смазки - с «сухим» картером, система снижения токсичности — с двумя каталитическими нейтрализаторами на металлической основе (что сделало их более компактными, чем с керамической сердцевиной). Элементы выпускной системы выполнены из номекса — композитного материала, используемого в космической технике.
Несмотря на аналогичный внешний вид, автомобиль от первого поколения отличается достаточно сильно. Изменения: переработанный облегчённый (до 290 кг) двигатель с более высокой мощностью (450 л. с.) и максимальным крутящим моментом 664 Н·м, меньший вес автомобиля, практически полностью изменённое шасси, которое на 27 кг легче и на 25% жёстче, достигнуто путём тщательного компьютерного анализа, изменены подвески, улучшены шины, сокращён тормозной путь. Антиблокировочная система (ABS) в базовой версии первоначально не устанавливалась — только как дополнительная опция, хотя эффективность торможения с ней улучшилась незначительно.
Две передние подушки безопасности были добавлены в 1996 году на модификации Viper GTS, а в 1997 году и на R/T10, в соответствии с решением правительства.
В 1996 году появилась модификация с кузовом купе, модель называлась Viper GTS. Характерная черта — крыша с названием «двойной пузырь», поднятая над каждым сиденьем для возможности использования шлемов. Роль дополнительного стоп-сигнала выполняет задняя эмблема с головой гадюки. Viper GTS можно было часто видеть участвующими в различных соревнованиях и, как его предшественник (первое поколение Viper), он был выбран в качестве автомобиля безопасности (pace car) гонки «500 миль Индианаполиса» 1996 года.
Небольшие эволюционные изменения, включая новые 18" колеса, были введены в модели 1999 года. В последующих версиях внедрены лёгкие поршни и изменена выхлопная система (боковые выхлопные трубы в порогах были перенесены назад). В 1999 году введён кожаный салон как дополнительная опция. ABS в базовую комплектацию была введена только в 2001 году. В 2002 году было выпущено 360 памятных экземпляров «Заключительных Изданий». Эти модели были окрашены в красный цвет с белыми полосками.
Третье поколение
В 2003 году в Dodge Viper подразделением DaimlerChrysler Street Racing Technology (сокращённо SRT) были внесены большие изменения. Фирменная эмблема модели получила новую интерпретацию головы гадюки и название "Fangs"[3]. Новый Dodge Viper SRT-10 стал более массивным. Двигателю был увеличен рабочий объём (до 8,3 л) с увеличением мощности до 500 л. с. и максимального крутящего момента до 712 Н·м, вес двигателя был сокращён до 230 кг. Шасси также улучшилось, оно стало более жёстким на кручение и легче на 36 кг. Ещё более жёсткое и лёгкое шасси используются в версии Hennessey Viper Venom 1000 Twin Turbo. В 2004 году Dodge представил ограниченный тираж с пакетом «Mamba edition cars» — чёрный интерьер с красной отделкой.
Viper SRT-10 Coupe был представлен в 2005 на автошоу в Детройте. Он также сохранил характерную черту предшественника — крышу с названием "двойной пузырь", поднятую над каждым сиденьем. Роль дополнительного стоп-сигнала все так же выполняет задняя эмблема с головой гадюки.
Четвёртое поколение
В 2008 году двигатель был доработан - 600 л. с. (450 кВт) при 6000 об/мин и 760 Н·м при 5100 об/мин, а также увеличены клапаны, изменены камеры сгорания, система изменения фаз газораспределения. Двигатель доводился с помощью McLaren и Ricardo Consulting Engineers. Системы электронного управления двигателем разрабатывались Continental AG.
Изменения вне двигателя заметные. Коробка передач Tremec T56 была заменена новой Tremec TR6060. В заднем мосту установлена вискомуфта GKN. Новые шины Michelin Pilot Sport 2 сделали Viper более нейтральным в поворотах. Ещё одним заметным изменением являются переработки: выхлопной системы, электрической системы и топливной системы.
Пятое поколение
Мировую премьеру автомобиль отпраздновал 5 апреля 2012 года на автошоу в Нью-Йорке[4]. Модель стала относиться к подразделению SRT и в целях маркетинга получила обозначение SRT Viper на первых порах. Однако, со второй половины 2014 года модель вернула обозначение марки Dodge и стала именоваться Dodge Viper SRT, причиной стали слабые продажи, в т. ч. из-за плохой осведомленности брендом SRT.
В отличие от двух прошлых поколений (1992 и 2003 годов), эта модель была представлена изначально с закрытым кузовом купе. По традиции, с появлением принципиально нового поколения модели, изменился фирменный логотип, получивший обозначение "Stryker" и новую голову гадюки. Как и у прошлых поколений купе задняя эмблема выполняет роль дополнительного стоп-сигнала.
В стилистике кузова имеются мотивы дизайна прошлых поколений с длинным капотом и отнесенной к задней оси кабине. Например, очертания передних крыльев, в которых находятся отверстия отводящие раскаленный воздух от мотора, выполнены в стиле первого и второго поколений модели. Выхлопные трубы все так же выведены с боков в задней части порогов. Крыша имеет выпуклости под головы водителя и пассажира, т. н. "double bubble" (двойной пузырь).
Кузов стал жестче на 50%, внешние кузовные панели выполнены из алюминия и карбона. Трубчатый каркас почти полностью выполнен из прочных сортов стали.
Двигатель является дальнейшей модернизацией старого V10, благодаря чему увеличилась мощность до 640 л. с. (bhp) и снизился вес на 11 кг. В будущем планируется выпуск открытой версии родстер.
Осенью 2015 года было официально заявлено, что автомобиль прекратят производить с 2017 года.