Известное всему миру предприятие «ГАЗ» ведет свою историю с 1929 года. 4 марта этого года ВСНХ СССР принял решение и подписал приказ о постройке завода по производству автомобилей. 6 апреля было утверждено решение о том, где будет построен автозавод. Строить его решили в окрестностях Нижнего Новгорода.
30 мая 1929 года было принято соглашения между ВСНХ СССР и американской фирмой «Ford Motor Company» об оказании всесторонней технической помощи при организации и налаживании выпуска легковых автомашин типа «Ford-А» и грузовиков типа «Ford-АА». Строительное и технологическое проектирование проводилось в основном силами советских инженеров в США при постоянном сотрудничестве с «Ford Motor Company». Архитектурно – строительный проект был разработан фирмой «Austin & K».
Первый камень в фундамент будущего автозавода был заложен 2 мая 1930 года. Благодаря очень удачному проекту, грамотному руководству и личной ответственности каждого работника завод удалось построить всего лишь за полтора года. Завод был запущен 1 января 1932 года. Первый автомобиль был выпущен уже 29 января 1932 года. Это был грузовик ГАЗ-АА. В декабре 1932 года на заводе началось производство легковой автомашины ГАЗ-А.
Стотысячный автомобиль, которым стал легковой ГАЗ-А, был выпущен 17 апреля 1935 года. В эти годы в СССР впервые было освоено конвейерное производство. Значительную помощь в этом оказали специалисты фирмы «Ford Motor Company».
Новым этапом в истории завода стала разработка и изготовление легковой автомашины М-1. Эта модель имеет очень интересную историю. Она прослужила с конца 30-х до 50-ж годов, включая и военное время. На базе этой машины был разработан и запущен в серию пикап ГАЗ-415. «Эмки» выпускались и с шестицилиндровым двигателем. Этот двигатель получил индекс ГАЗ-11.
Легковушке с этим двигателем был присвоен индекс ГАЗ-11-73. Первые автомобили такого типа появились в 1938 году. На этих автомобилях был введено много усовершенствований – силовая установка, новый приборный щиток, удлиненные передние реверсы, значительно более эффективные тормоза и многое другое.
На базе этой машины был разработан ГАЗ-11-40, имеющий кузов фаэтон. Но запустить этот автомобиль в серийное производство помешала война. Серийно выпускалась модель ГАЗ-61, которая была разработана В.А.Грачевым. Этот автомобиль способен был преодолеть брод глубиной 72 см, без особых проблем поднимался по крутой лестнице, преодоевал подъемы, имеющие крутизну до 38`.
Уже в конце 30-х годов ГАЗ превратился в ведущий автозавод страны. К тому времени было выпущено около 450 000 автомобилей. Заводчане смогли освоить производство семнадцати модификаций и моделей автомашин. На этом заводе выпускалось 68.3% всех автомобилей, которые выпускались в то время СССР.
Во время Великой Отечественной войны завод пришлось переориентировать. Он начал выпускать боевую технику. За очень короткое время была проведена разработка и подготовка к производству танков Т-60 и Т-70, бронеавтомобилей БА-64 и БА-64Б, вездеходов ГАЗ-64 и ГАЗ-67. Кроме грузовиков, завод оперативно развернул выпуск боеприпасов, самоходных орудий и другого военного снаряжения.
Когда война закончилась, развитие завода пошло еще более быстрыми темпами. Первой послевоенной новинкой стал грузовой автомобиль ГАЗ-51. Массовый выпуск этого автомобиля начался в январе месяце 1946 года. Эта модель прославилась тем, что была очень экономичной, надежной и рациональной. Серийно этот автомобиль выпускали в течение 29 лет. Но и до сих пор ого можно встретить на наших дорогах.
В следующие годы в автомобиль постоянно вносились разнообразные изменения. В конечном итоге все эти изменения привели к выпуску новой модели ГАЗ-51А. У этого автомобиля оказалась такая удачная конструкция, что было организовано его производство в КНР, Корее и Польше. На основе ГАЗ-51 были разработаны такие модификации и модели, как седельный тягач ГАЗ-51П, самосвал ГАЗ-93, автомобили с повышенной проходимостью ГАЗ-63, автобусы ГАЗ-651 (позже они стали выпускаться как ПАЗ-653 и ПАЗ-651) и ряд других автомобилей.
После этого было освоено производство ГАЗ М-20 – всемирно известной «Победы». Первая партия этого автомобиля была выпущена в июне 1946 года.
Кроме базовой модели, на которую устанавливался кузов седан, начиная с 1949 года, производилась модификация автомобиля с кузовом кабриолет. В это время в стране бурно развивалось таксомоторное сообщение. В соответствии с этим было выпущено более чем 37 000 автомашин модификации «такси». За 12.5 лет производства было выпущено более 235 000 автомобилей марки ГАЗ М-20. На базе этой автомашины выпускалась модель ГАЗ-72 с полным приводом.
В 1953 году на смену ГАЗ-67 пришел новый внедорожник ГАЗ-69. Эта модель была максимально унифицирована со всеми автомобилями марки «ГАЗ», которые выпускались в то время. Кроме того, машина была очень вынослива, прочна и проста в эксплуатации. Она стала известна как у нас в стране, так и за рубежом.
В конце 1956 года начался серийный выпуск автомобиля ГАЗ 21 «Волга». Этот автомобиль стал классикой советского автомобилестроения. Для очень многих «двадцать первая» стала буквально символом эпохи.
В 1959 году появился новый флагман предприятия. Им стал всемирно известный автомобиль ГАЗ-13 «Чайка». На дизайн автомобиля очень сильное влияние оказали американские производители, которые в то время были основными законодателями автомобильной моды. У базовой модели этого автомобиля был кузов седан. Но, кроме таких машин, выпускались небольшие партии кабриолетов ГАЗ-13Б и лимузинов ГАЗ-13А.
В 60-е годы было произведено обновление модельного ряда грузовиков. В семейство третьего поколения грузовиков марки ГАЗ вошли модели и модификации ГАЗ-52, ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Для этих автомобилей все силовые агрегаты были разработаны заново. Автомобиль ГАЗ-53А изготавливался с грузоподъемностью четыре тонны. При этом его долговечность существенно увеличилась.
В это же время разрабатывался автомобиль ГАЗ-24. В массовое производство этот автомобиль был запущен в 1970 году.
В конце 70-х годов появилось на свет третье поколение легковых автомашин большого класса. Особенно прославился ГАЗ-14. Это был очень красивый 7-местный автомобиль представительского класса. Он прославился благодаря очень высокому техническому уровню и комфортабельности, которую вполне можно было сравнить с комфортабельностью американских шоссейных «дредноутов».
В 80-х годах все силы предприятия были направлены на изготовление грузовых автомобилей, работающих на дизельном топливе. В 1984 году был выпущен первый грузовой автомобиль ГАЗ-4301, на который был установлен дизельный двигатель с воздушным охлаждением. Несколько позже был разработан ГАЗ-6008 – девятитонный самосвальный автопоезд. На всех этих автомобилях впервые был установлен силовой агрегат на дизельном топливе, который был разработан специалистами завода.
Выпуск модели ГАЗ-24 продолжался. Но в параллель с ним начался серийный выпуск «Волги» модели ГАЗ-3201. От предыдущей модели она отличалась новым решением задней и передней части. За счет этого автомобиль выглядел более солидно.
Для частников в 1985 году ГАЗ начал выпускать усовершенствованный вариант модели 24. Этот автомобиль получил индекс ГАЗ-24-10. В нем была установлена электронная бесконтактная система зажигания. По сравнению с предыдущей моделью в нем была усовершенствована подвеска и установлен более мощный двигатель.
Во второй половине 80-х годов предприятие получило правительственное задание по разработке нового представительского легкового автомобиля. Это был ГАЗ-3105. Позже его стали выпускать мелкими сериями.
Начало 90-х годов ознаменовалось созданием новой модели ГАЗ 3102. В 1997 году инженеры, работающие на предприятии, конструктивно обновили эту модель. На основе этого появилась на свет новая базовая модель «Волга-3110».
В 1997 году ГАЗ и итальянский ФИАТ заключили совместное соглашение об организации совместного предприятия «Нижегород-моторс» для сборки легковых автомобилей трех марок фирмы ФИАТ.
В 1999 году предприятие выпустило 125486 легковых автомобилей. В конце этого года увидел свет седан ГАЗ 3111 с задним приводом. Этот автомобиль был создан совместно с американской компанией Venture. Он очень сильно отличается от всех ранее выпускаемых автомобилей.
В 2005 году завод вошел в состав «Группы ГАЗ». Жто крупнейший в стране автомобильный холдинг. В него входят четыре завода, выпускающие автобусы (ЛиАЗ, КАвЗ, ГолАЗ и ПАЗ), Саранский завод по производству самосвалов, Канашский агрегатный завод, заводы в Ярославле, производящие дизельную и топливную аппаратуру, а так же ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «ТвЭкс», ОАО «Автомобильный завод Урал», их дочерние снабженческие и сбытовые организации.
В апреле 2006 года было подписано соглашение между «Группой ГАЗ» и корпорацией DaimlerChrysler. В соответствии с этим соглашением «Группа ГАЗ№ должна приобрести производственные активы завода Sterling Heights Automotive Plant, на котором выпускаются Dodge Stratus и Chrysler Sebring и лицензии на это производство. Оборудование должно быть переведено на ГАЗ. Там организуется выделенное предприятие для сборки, которое полностью соответствует мировым стандартам. Как производство, так и продажа этих автомобилей будут производиться под собственным брэндом ГАЗ. На первом этапе планируется выпуск 65 000 легковых автомашин в год.
В июле 2006 года «Группа ГАЗ» приобрела британскую компанию «LDV Holdings», занимавшуюся выпуском коммерческих легковых автомобилей «Maxus».В результате этого приобретения у компании появились новые производственные, управленческие и конструкторские ресурсы, которые позволили разрабатывать и запускать в производство модификации, востребованные на автомобильном рынке.
Flying Car 3.0 строили в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. Компания рассчитывает найти в Монако инвесторов и приступить к приему предзаказов уже в этом году.
В интернет «утекли» первые фотографии нового кроссовера Citroen C5 Aircross, который предназначен для автомобильного рынка Китая. Публичная премьера новинки состоится в рамках автосалона в Шанхае уже 19 апреля.