Opel Zafira (Опель Зафира)
Компактные минивэны давно и прочно обосновались на европейсом рынке. Впрочем, было бы чему удивляться, ведь в небольшом, в общем-то, салоне подобных машин конструкторы сумели разместить пять полноценных посадочных мест и к тому же оставить пространство для груза. Впрочем, как оказалось, багажный отсек удается эффективно использовать и для перевозки пассажиров. Этой возможностью охотно пользуются, например, и водители Renault Grand Scenic, и владельцы героя нынешнего теста Opel Zafira, который, кстати, в отличие от «француза» по-прежнему пользуется приличной популярностью у наших соотечественников.
Данный автомобиль, как это обычно и бывает, создавался по образу и подобию родительской модели, в данном случае — одной из самых востребованных в России машин, Opel Astra. В результате немцы получили крайне элегантный компактвэн. Его экстерьер отличается весьма гармоничным сочетанием четких линий, характерных для всей современной линейки Opel, и слегка скругленных поверхностей, что, с одной стороны, добавило кузову привлекательности, а с другой — подчеркнуло его индивидуальность. По крайней мере, на дороге авто заметно выделяется в общем потоке. Естественно, не забыли дизайнеры и о традиционных для данной марки элементах — плавно переходящей в капот трапециевидной решетке радиатора с фирменной молнией и сохранившем привычные ребра профиле. Ярко выраженные стреловидные сужения спереди и сзади визуально уменьшают машину, причем этот эффект усиливается прозрачной «трехмерной» оптикой от Astra и характерным центральным ребром, как будто проходящим через весь автомобиль от бампера до бампера.
Что примечательно, все это сохранится в экстерьере модели и после фэйслифтинга, результаты которого мы увидим уже весной 2008 года. Видимо, взяв за правило старую истину «лучшее — враг хорошего», немцы сотворили так называемый minor change. По сути, вся модернизация сводится к обновлению формы бамперов, легкому пересмотру передней оптики и появлению на фальшрадиаторной решетке пары хромированных планок. Если же говорить о технической составляющей, то теперь фары смогут оснащаться системой адаптивного головного света AFL. Кроме того, базовый 1,6-литровый двигатель будет заменен на мотор аналогичного объема, но развивающий не 105, а 115 л. с. Что касается салона, то там несколько поменяются оформление панели приборов и элементов центральной консоли, а также отделка дверных панелей, то есть практически все достоинства и недостатки интерьера нынешней версии будут и у новоиспеченной.
Впрочем, минусов в этом плане у теперешней Zafira не так уж много. Иное было бы странно, ведь по своему строению и стилистике салон ми- нивэна практически полностью копирует «донорский». Ухватистый руль, солидный крупнозернистый пластик передней панели, динамичные горизонтальные вставки, выполненные в стиле hi-tech, и стилизованная под алюминиевую центральная консоль (кстати, в некоторых версиях рестайлинговой интерпретации она отделана полированным пластиом, как у новой Corsa). Особого упоминания заслуживает оформление панели приборов, повторившее псевдоспортивное исполнение аналогичной детали Astra. Черный фон и утопленные в глубокие рельефные ободки шкалы соответствуют общему атлетическому облику авто. Все немногочисленные органы управления всегда под рукой, трудностей с настройками зеркал, стеклоподъемников и музыки не возникает.
Наверняка многие оценят и комфортность переднего ряда Zafira. Сиденья удобны, неплохо спрофилированы и обладают приличными диапазонами регулировок. Правда, высоким людям найти безоговорочно правильное положение за рулем будет непросто. Возможно, этот промах стал следствием крайне старательной заботы конструкторов об остальных пассажирах. Второй ряд сидений достаточно широк и легко вмещает трех человек: центральный тоннель практически отсутствует, потолок довольно высок, да и за спинками передних кресел места много... Но самое удивительное, что довольно удобно будет и сидящим в третьем ряду. Как мы уже говорили, Zafira может быть как пяти-, так и семиместной. Последний вариант конструкторы Opel снабдили оригинальной схемой трансформации Flex7. Она позволяет водителю при необходимости быстро превратить автомобиль в микроавтобус с посадочной формулой «2+3+2» (правда, тогда в багажник влезет только пара компактных сумок, да и то если поставить их одна на другую) либо, сложив часть сидений, получить транспортное средство для перевозки крупногабаритного груза: двухкамерного холодильника или большого неразборного дивана. «Тасовать» этот салон можно буквально до бесконечности. При желании его легко трансформировать не только в стандартные «2+3» или «2+2», но и в «1+2+1» или «1+1+1» (кресла третьего ряда убираются в пол независимо друг от друга, спинки переднего пассажирского сиденья и дивана второго ряда опускаются) и даже просто превратить семейный автомобиль в одноместный фургон.
Из минусов отметим лишь то, что средний ряд сидений «немца» сдвигается и складывается только целиком (полезный багажный объем увеличивается за счет «опрокидывания» спинок) и полный его демонтаж не предусмотрен. Оставить этот монолитный диван в гараже, выгадав дополнительное пространство для багажа, не получится. Поэтому на «галерку» пассажиры попадают, лишь попросив выйти... седоков среднего ряда: сначала придется сдвинуть их диван вперед, затем поднять подушку, освободив себе проход, и только потом занимать свое место.
Бензиновых моторов для компактвэна разработано четыре. Как мы уже упомянули, в качестве базового варианта предложен стандартный 1,6- литровый агрегат мощностью 105 л. с. Кроме того, российский покупатель может выбрать модификации, оснащенные 1,8-литровым (140 л. с.) и двухлитровым (200 л. с.) бензиновыми двигателями как с механичесими коробками переключения передач, так и с фирменной роботизированной трансмиссией Easytronic. Кстати, последний, турбированный, двигатель в паре с шестиступенчатой МКПП, как вы понимаете, наделяет семейное авто недюжинными дорожными способностями и позволяет его, с позволения сказать, пилоту доводить стрелку спидометра до 100 км/ч за каких-то 9 с. Быстрее едет только «заряженная» Zafira ОРС.
Впрочем, протестированный нами компактвэн с четвертым вариантом бензинового мотора (объемом 2,2 л, мощностью 150 л. с.) оказался вполне «гражданским». На нем был установлен традиционный четырехдиапазонный «автомат», альтернативы которому, к слову, не предусмотрено. До «сотни» такой однообъемник разгоняется за вменяемые, но уже отнюдь не впечатляющие 11,6 с, так что «зажечь» на нем можно лишь с большой оговоркой, тем более что инженеры не снабдили его даже возможностью ручного переключения. В качестве альтернативы, правда, покупателю предложен базовый «зимний» режим, а при заказе опционного пакета Sport Chassis — еще и переключатель спортивного режима Sport Switch (кроме того, в комплект входят система стабилизации и усиленная спортивная подвеска), вот только стоит это удовольствие 22 000 руб. Еще 27 000 руб. попросят за интеллектуальное шасси Interactive Driving System+ (IDS+). При активации спортивного режима усилитель руля снижает производительность, привод акселератора становится «острее», а амортизаторы делаются жестче. И компактвэн почти по-раллийному держит прямую и легко перестраивается из ряда в ряд. Об остальном, наверное, можно вообще не писать, так как в стандартных режимах машина практически ничем не отличается от однолассников: те же крены в поворотах и легкая задумчивость при смене передач, те же отменно настроенные тормоза, достаточно приличная плавность хода и в меру «острый» руль.
Технические характеристики Opel Zafira
Длина, мм | 4467 |
Ширина, мм | 1801 |
Высота, мм | 1680 |
Колесная база, мм | 2703 |
Масса, кг | 1503 |
Объем багажника, л | 140/645/1820 |
Рабочий объем двигателя, см3 | 2198 |
Макс. мощность, л.с. | 150 при 5600 об/мин |
Макс. скорость, км/ч | 190 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 11,6 |
Макс. крутящ. момент, Hm | 215 при 4000 об/мин |
Средний расход топлива на 100 км, л | 8,5 |