Шкода 1100 MBX (Skoda 1100 MBX)
Автомобиль Skoda 1100 MBX 1969 года - мечта пролетария.
Две двери. Длинная боковина, без центральной стойки. Четкая спортивная коннотация. Слишком шикарно для простого гражданина Чехословацкой Социалистической Республики. Как результат на свет появилось лишь чуть больше тысячи автомобилей, да и почти все ушли на экспорт. Этот экземпляр, выживший после наводнения в 1999 году, теперь принадлежит музею Skoda.
История модели
- 1964. Премьера модели и начало производства версий 1000 MB и 1100 MB
- 1966. Появление двухдверной 1000 МВХ
- 1967. Версия 1100 МВХ
- 1969. Модель снята с производства
Что за герб
Герб с крылатой стрелой есть на обоих передних крыльях. Правый (вверху) - пробка бензобака. Сзади на багажнике - название модели.
Плановая экономия
Несмотря на спортивную внешность автомобиля, панель приборов и руль без изменений заимствованы у седана MB. Дизайн очень скромного уровня, но качество материалов и отделки хорошее.
Как отличить
Боковые прямоугольные воздухозаборники без хромированных решеток появились на всей гамме в 1967 году. Заднее стекло похоже на модель MB, производившуюся до 1967-го, но более изогнуто.
Все вручную
Рукоятка вверху поворачивает форточку-ветровик. Считалось, что это более надежная защита от воров, чем обычная защелка на стекле.
Skoda MBX словно заигрывала с "миром чистогана"
Майским утром в городке Млада-Болеслав в Чешской Республике, где расположились завод и музей Skoda, очень холодно. Ладно, хоть дождь перестал лить. На наше счастье, кстати, поскольку у нас есть всего одна прокатиться на Skoda 1100 МВХ 1969 года выпуска и пофотографировать ее, а переносить встречу решительно нет никакой возможности.
Поговаривают, что руководство музея, которое заслуживает самых теплых слов за оформление экспозиции и отличное состояние вверенных его опеке автомобилей, буквально сражалось за право приобретения этого экземпляра, одного из немногих доживших до наших дней. Сколько бы мы ни рылись в памяти, нам не удается четко представить себе эту модель. Но все становится на свои места, как только из мастерской показывается передок заднемоторного седана, который, кстати, в конце 60-х годов встречался и на дорогах Западной Европы. И все же наш экземпляр чем-то отличается - у него лишь две двери и смелая боковина без центральной стойки, полностью открываемые боковые стекла и панорамное заднее. Один из техников музея объясняет, что в отличие от четырехдверного седана MB у купе МВХ опускаются все стекла. Задние стекла вставлены в профиль из нержавеющей стали и снабжены широченной резиновой прокладкой. Но опускаются они вместе с рамкой. Серьезная разница, учитывая, что на седане задние стекла не опускались, а открыть можно было лишь малюсенькие форточки.
В 1966 году, когда модель была представлена, именно боковина МВХ в стиле американского хардтопа покорила сердца юной части чехословацкой публики, которая увидела в этом автомобиле некоторую изысканность, достойную капиталистических стран.
На самом деле новейший и гигантский завод Skoda, построенный в 1964 году по соседству со старым зданием именно для производства модели MB (сокращение расшифровывается как Млада-Болеслав), к 1966-му еще не набрал полных оборотов, поэтому ждать автомобиль пришлось очень долго. Но причина была не только в этом - в то время слабая покупательская способность вследствие низких зарплат заставляла многих чехословацких водителей передвигаться на очень старых и разваливающихся машинах еще довоенной постройки. Получалось, что лишь немногие могли себе позволить новую модель MB. К тому же политика производителя предписывала половину автомобилей отправлять на экспорт, и не только в страны советского блока, такие, как Венгрия и ГДР, но и в Западную Европу и даже в Австралию и Новую Зеландию.
Что касается МВХ, то модель оказалась даже слишком красивой и чересчур экзотичной для страны, где культивировалось всеобщее равенство. Как результат - практически все купе были отправлены на экспорт. Всего с конвейера сошло 1403 экземпляра 1000 МВХ (1966-1969) и 1114 машин 1100 МВХ (1967-1969). Практически ничто по сравнению с 440 тысячами их четырехдвер-ных собратьев 1000 MB и 1100 MB (1964-1969).
Наш экземпляр 1100 МВХ, терпеливо ожидающий, пока мы на нем прокатимся, оказался одним из последних произведенных и практически единственным выжившим среди зарегистрированных на территории Чехословакии. Хозяева следили за машиной, но, к несчастью, в 97-м году она попала под воду в результате наводнения, случившегося в Богемии. Последствия были печальны.
В 1999-м директор музея Skoda напал на ее след и, несмотря на удручающее состояние экземпляра, приобрел автомобиль. Реставрация хотя и обещала быть трудной, началась незамедлительно по прибытии машины и продлилась более четырех лет. Пришлось потрудиться над восстановлением кузова - многие детали были сильно деформированы, да и ржавчина сделала свое дело. Но еще тяжелее было отреставрировать салон. Например, специальную пену Moltopren для набивки сидений найти не удалось и ее пришлось заменить обычной пенорезиной. К счастью, на складах завода нашлись такие чрезвычайно дефицитные детали, как прокладки стекол и бачок стеклоомывателя.
Во впечатляющей красно-советской ливрее, с салоном, где царят бежевый и цвет слоновой кости, машина кажется только что сошедшей с конвейера. Латунный радиатор, отполированный до зеркального блеска, правда, показался нам немного «несерийным». Хотя МВХ был задуман для молодой спортивной публики, но отличался от серийного MB лишь внешне - под кузовом стояли те же детали. Например, на версии 1100 двигатель с блоком из алюминиевой отливки, произведенный по самым на тот момент современным технологиям, был абсолютно идентичен. Поэтому речь не шла о настоящем спортивном автомобиле. Может, так лучше, ведь водить его, как и MB, было отнюдь не просто - слишком сильной оказалась склонность к избыточной поворачиваемости. Рулевое управление страдало неточностью, зато сцепление с гидроприводом оказалось на удивление удобным. Настоящая изюминка данной модели - полностью открываемые боковые стекла, свидетельство тонкой инженерной мысли, раскрывающей, как техническая культура Skoda продолжала развиваться даже во времена царствования социалистических методов «хозяйствования» и торжества плановой экономики.
Технические характеристики
Skoda 1100 МВХ
Основой мотора 1100 МВХ стал 988-кубовый двигатель с размерами цилиндра 68x68 мм. Это был первый в Европе агрегат, чей блок цилиндров производили из алюминия методом литья под давлением. Вторым примерно через год стал мотор Renault 16. Для серии 1100 увеличили диаметр цилиндра, на следующих моделях его объем и вовсе довели до 1,3 л. В таком виде он дожил до 2003 года: 39 лет на конвейере!
Двигатель:
4 цилиндра в ряд, продольно, сзади за задней осью, наклон - 30°, объем -1107 см3, диаметр цилиндра -72 мм, ход поршня - 68 мм, степень сжатия - 8,5:1, клапана на головке, штанги и коромысла, цепь, максимальная мощность - 52 л.с. при 4800 об/мин, максимальный крутящий момент - 82 Нм при 3000 об/мин. карбюратор Jikov 32 BST, батарейное зажигание с прерывателем Pal-Magneton
Трансмиссия:
задний привод, сухое однодисковое сцепление с гидравлическим приводом, четырехступенчатая МКП с синхронизаторами на всех передачах, барабанная гидравлическая тормозная система, рулевое управление -винт-гайка
Кузов:
купе, 4-5 мест, стальной несущий кузов, передняя подвеска - на поперечных рычагах, винтовые пружины, стабилизатор поперечной устойчивости, телескопические амортизаторы, задняя - с качающимися полуосями, штангами, винтовыми пружинами и телескопическими амортизаторами
Габариты и масса:
база - 2400 мм, длина-4170 мм, ширина-1620 мм, высота-1390 мм, сухая масса - 767 кг
Характеристики:
макс, скорость -127 км/ч, средний расход - 7,9 л/100 км