ВАЗ, или Волжский автомобильный завод – один из самых крупных в России производителей легковых автомашин. Штаб-квартира и все основные производственные мощности предприятия находятся в Самарской области в городе Тольятти. В июле 1966 года Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление за номером 550 о строительстве нового автомобильного завода. Уже через месяц было заключено генеральное соглашение между Министерством внешней торговли СССР и итальянским акционерным обществом «Фиат» сроком на 8 лет. Была достигнута договоренность о сотрудничестве в разработке конструкции автомобиля, проекта завода и его строительстве. Завод начали строить в 1967 году. Первая очередь завода по выпуску 220 000 автомашин в год была принята Государственной комиссией уже в 1971 году.
Первым автомобилем, выпущенным заводом, был малолитражный с кузовом на пять мест «ВАЗ-2101». Основой этого автомобиля стала итальянская модель «ФИАТ-124». Был проведен всесоюзный конкурс на лучшее название новой машины. Было рассмотрено около 100 вариантов. Победу одержало название «Жигули». Это название утвердили и сообщили об этом на фирму «ФИАТ». Народ же эту модель назвал «копейка». Но как только дело дошло до экспорта «Жигулей», с названием возникли проблемы. Мало того, что у иностранцев не получалось правильно произнести это название, но в некоторых языках оно звучало еще и несколько неприлично. Было решено дать автомобилям, поступающим на экспорт, другое название. В 1973 году появилось название «Лада». Именно оно в наше время стало основным брэндом компании «АвтоВАЗ».
С самого начала марка «Жигули» была задумана как народный автомобиль, который, за счет своей сравнительно небольшой цены, мог бы в те годы полностью удовлетворить потребности советского автомобильного рынка. Но при работе над автомашиной возникли достаточно серьезные проблемы, из-за которых не удалось найти эффективное решение задач, поставленных перед заводом. От идеи массового производства автомобиля пришлось отказаться. Как только появлялась на свет новая модель, цена на автомобиль значительно возрастала. Но постепенно рынок все-таки заполнялся этими машинами. Автомобиль пользовался большим спросом. Особенно спрос увеличился в конце 70-х годов, когда появилась новая модель «Жигулей» с кузовом универсал. Очень удачной оказалась и следующая модель – «ВАЗ 2121» - «Нива» с полным приводом. Выпуск ее начался в 1977 году. Этот автомобиль был изготовлен и в экспортном варианте, который пошел в серию в 80-х годах. «ВАЗ» не стал останавливаться на уже достигнутых успехах.
Освоение все новых и новых марок не прекращалось все время. До тех пор, как СССР прекратил свое существование, на заводе было выпущен 9 моделей. Среди них особенно популярными были, кроме «первой», «шестая» модель (с 1997 года она постепенно заменяется «десятой» моделью) и все модификации «девятой» модели с передним приводом.
Распад Советского Союза не мог не оказать влияние на работу всех отечественных промышленных предприятий. «АвтоВАЗ» не был исключением. В тех условиях необходима была полная реорганизация всей производственной деятельности. К середине 90-х годов предприятию удалось преодолеть затяжной кризис. Завод начал постепенно увеличивать производство и выпуск продукции. В 1997 году было выпущено уже 730 000 автомобилей. Завод планировал в ближайшее время увеличить выпуск на 18 000. В 1998 году была выпущена модель «ВАЗ-2111». На автомобили «десятки» начали устанавливать новейшие двигатели с 16 клапанами.
Но, как бы хорошо ни складывалась ситуация для завода, проблемы существовали. Качество автомобилей «ВАЗ» оставляло желать лучшего. Это способствовало тому, что автомобильный рынок России начал заполняться японскими и корейскими машинами. Для того, чтобы преодолеть эту проблему, завод вынужден был предпринимать определенные меры. Завод принял решение о совместном с компанией «Адам Опель АГ» производстве последней модели «Опель Астра». Соглашение было достигнуто. Кроме того, планировался выпуск нового семейства автомобилей «Калина». Первые автомобили Lada Kalina появились в ноябре 2004 года. Это было новым этапом в развитии, как всего предприятия, так и его модельного ряда. Эта модель поступила в продажу уже в 2006 году. В наши дни автомобили «АвтоВАЗ» становятся все более и более доступны потребителю за счет достаточно недорогих запчастей, развитой сервисной сети и постоянного обновления модельного ряда.
Экономический кризис 2008—2009 годов
В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года ПАО «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.
30 марта 2009 года Правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации «Ростехнологии» 25 млрд руб., которые та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст ПАО «АвтоВАЗу».
Также модельный ряд ПАО «АвтоВАЗ» попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.
В сентябре 2009 года руководством компании было объявлено о массовом сокращении персонала: до конца 2009 года будет сокращено 27,6 тыс. работников из 100 тысяч. По словам представителей ПАО «АвтоВАЗа», это будет одной из мер на пути к недопущению банкротства крупнейшей российской автомобилестроительной компании. Впрочем, уже в начале октября стало известно, что в Правительстве России было согласовано увольнение только 5 тыс. человек, а первый вице-премьер Правительства Игорь Шувалов заявил: «Никаких увольнений и сокращений на предприятии не планируется. Это все вранье». В итоге, почти 22,5 тысячи работников компании были уволены в 2009 году, из них: 11,5 тысяч — оформили пенсию и 2,3 тысячи — досрочную пенсию. Оформление такой «массовой» досрочной пенсии явилось беспрецедентным для России явлением.
В то же время, в октябре 2009 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в письме в аппарат правительства заявило, что в нынешнем виде ПАО «АвтоВАЗ» фактически является нежизнеспособным, находясь в предбанкротном состоянии (по расчётам министерства, на начало 2010 года долг завода будет составлять 76,3 млрд руб.). По мнению Минпромторга, дальнейшая государственная поддержка предприятия нецелесообразна, а спасти ситуацию в Тольятти можно лишь сократив до 50 тыс. сотрудников ПАО «АвтоВАЗа» и потратив средства, которые предполагается выделить ПАО «АвтоВАЗу», на стабилизацию рынка труда в Самарской области.
В ноябре 2009 года Кристиан Эстев, генеральный директор Renault в России заявил, что по предложениям французской стороны, на ПАО «АвтоВАЗе» планируется организовать производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0 (платформа Logan), а также оставить производство своих автомашин класса ultra low cost (возможно, на базе «Калины»).[20] В ноябре 2009 года российское Правительство заявило о готовности оказать ПАО «АвтоВАЗу» поддержку в размере 54,8 млрд руб. Из этой суммы 38 млрд — это невозвратные долги, ещё 12 млрд руб. пойдет на создание и запуск в производство нового модельного ряда и ещё 4,8 млрд руб. необходимо для реализации программы создания новых рабочих мест. Госкорпорация «Ростехнологии» и Renault подписали 27 ноября 2009 года протокол о сотрудничестве в рекапитализации ПАО «АвтоВАЗа». Соглашение предусматривает финансовую помощь ПАО «АвтоВАЗу» со стороны РФ в обмен на помощь Renault в использовании технологий Renault и Nissan.
С 2010 года
10 марта 2010 года совет директоров ПАО «АвтоВАЗа» одобрил бизнес-план до 2020 года, по которому планируется рост производства автомобилей до 1,2 млн штук в год к концу 2010-х годов, а также инвестиции в предприятие за 2010—2020 годы в размере до 3 млрд евро.
26 августа 2010 года президент ПАО «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сообщил, что чистая прибыль ПАО «АвтоВАЗ» за январь-июль 2010 года составила 24 миллиона рублей по РСБУ против убытка за аналогичный период 2009 года.
12 декабря 2012 года в Москве президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон объявил о создании совместного предприятия с государственной корпорацией «Ростехнологии», под названием Alliance Rostec Auto BV. На конец 2013 года Alliance Rostec Auto BV владел 76,25 % акций ПАО «АвтоВАЗ».
В январе 2014 года объявлено об очередном значительном сокращении персонала предприятия: согласно приказу нормативная численность руководителей, специалистов и служащих будет снижена на 2,5 тысячи штатных единиц, а снижение численности рабочих будет на 5 тысяч штатных единиц. Согласно ежеквартальному отчету компании, на 1 января 2014 года на заводе работают более 67 тысяч человек.
23 января 2014 года компания сообщила, что собирается уволить 7,5 тысяч работников с следующим возмещением: уволившиеся в феврале получат по пять среднемесячных зарплат (составляет около 20 тысяч рублей), в марте — по четыре зарплаты, в апреле — по три. Предложение о выплате компенсаций действует только эти три месяца.
В июне 2014 года альянс Renault-Nissan получил контроль более чем над 50 % акций компании, доля «Ростеха» снизилась до 24,5 %.
Также в 2014 году был проведен ряд изменений, направленных на преобразование условий труда и отдыха работников: запрещены новогодние корпоративы за счет предприятия, ликвидирована насчитывавшая более 600 тыс. томов библиотека (часть книжного фонда передана местному колледжу), отремонтированы за счет продажи корпоративных иномарок душевые, туалеты и раздевалки, а также запрещено держать в служебных помещениях комнатные цветы.
Несмотря на все преобразования 2014—2015 годов, предприятие не стало прибыльным — убыток по итогам 2015 года превысил 73 млрд рублей[27]. В 2015 году компания показала отрицательную валовую маржу, что вызывает сомнение в экономической эффективности бизнеса как такового. Убытки финансировались за счет привлечения дополнительных кредитов. В 2015 году средняя ставка по рублевым банковским кредитам, которые являются основными для компании, увеличилась до 12,55 % (с 11,51 % в 2014 г.) . Выплаты по процентам удвоились с 4 до 8 млрд руб. за тот же период. В структуре баланса показатель капитала ушел в минус, что является одним из сигналов возможного предбанкротного состояния предприятия.
По итогам I квартала 2016 года чистый убыток компании составил 8,589 млрд рублей против 178 млн рублей, то есть в 47 раз, чем за аналогичный период 2015 года. Одновременно выручка ПАО АвтоВАЗа сократилась на 20,8 % до 38,417 млрд рублей. Такие данные следуют из отчетности по МСФО, опубликованной компанией. Основной причиной роста убытков ПАО АвтоВАЗа стало падение спроса на российском авторынке. В I квартале 2016 года общие розничные продажи Lada составили 56 879 шт., или на 17 % меньше, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Сократилось и производство автомобилей на ПАО АвтоВАЗе (Lada, Renault, Nissan, Datsun) — на 34 % по сравнению с I кварталом 2015 года до 96 498 автомобилей.
Экспорт
Первые автомобили Lada (ВАЗ-2101) выставлялись на экспорт с 1971 года. Среди стран, импортировавших LADA, были и страны из Совета экономической взаимопомощи (эти поставки частично покрывали стоимость отдельных видов комплектующих для завода), и покупавшие автомобили за свободно конвертируемую валюту.
В начале семидесятых на автомобили, произведенные в СССР, приходилось более 60 % всех денежных средств от экспорта продукции отечественного машиностроения. Вскоре эта доля увеличилась до 80 %. Спрос на автомобили Lada объяснялся относительно современной конструкцией, качеством изготовления, разумной ценовой политикой. Объём продаж в различных странах в известной степени зависел от наличия в них развитой сети дилеров, а также доступности СТО и необходимых запчастей. Хорошая адаптированность автомобилей к эксплуатации в регионах с суровым климатом сделала их популярными в странах Северной Европы: Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии. Так, в таксомоторных компаниях Будапешта немалую долю автомобилей составляла Lada, а эксплуатация этих автомобилей в интенсивном режиме оказалась наиболее эффективной.
Весьма большой популярностью пользовалась полноприводная «Нива», не имевшая на тот момент аналогов в своём сегменте. Одно время спрос на модель превышал возможности поставок и поддерживался появлением ряда тюнинговых версий, предлагаемых местными дилерами в экономически развитых странах мира. Помимо повседневной эксплуатации в городских условиях, «Нива» широко использовалась за рубежом как транспортное средство для егерей, врачей, фермеров, коммивояжёров и полицейских.
В середине 1980-х зарубежные рынки положительно встретили модернизированное семейство заднеприводных моделей Lada 2105/2107/2104. Во Франции в это время каждый четвёртый импортный автомобиль с кузовом «универсал» был Lada.
Автомобили Lada можно было встретить в Азии, Африке, Латинской Америке, Канаде, Австралии и Океании. Сравнительно высокую популярность удалось завоевать и переднеприводным автомобилям Lada семейств Samara, Samara-2, а также моделям «десятого» семейства.
К 1990 году 25 % продукции автозавода уходила на экспорт, бо́льшая часть которого приходилась на страны Западной Европы.
В 1995 году был образован центр сборочных комплектов (ЦСК) для дальнейшего закрепления продукции ПАО «АвтоВАЗ» в том числе на зарубежных рынках. На ЦСК возлагалась ответственность за полный цикл внешней сборки, включая изучение потенциальных регионов сбыта и контроль выполнения автосборочными заводами планов выпуска. Спустя три месяца после создания центра были осуществлены первые поставки сборочных комплектов ВАЗ-21093 в Финляндию на фирму «ВАЛМЕТ Аутомотив». Там за время действия соглашения (с 1996 по 1998 год) было собрано 14 048 автомобилей, большая часть которых была реализована в странах Западной Европы.
В 2000 году на Украине при поддержке концерна «Укрпроминвест» на Луцком автозаводе была организована сборка модели ВАЗ-21093. Вскоре сборкой вазовских моделей занялись ещё два украинских предприятия — в Херсоне и Кременчуге, а в четвёртом квартале 2001 года первые автомобили Lada 2107 начали собирать в Египте. В 2002 году в список предприятий внешней сборки вошла казахстанская компания «Азия-Авто», которая занималась сборкой полноприводных автомобилей Lada 4Х4. Конец 2003 года был ознаменован для ПАО «АвтоВАЗа» открытием сборочных производств ещё в двух точках мира. Предприятие «Оферол» приступило к выпуску автомобилей Lada 4X4 в Монтевидео (Уругвай), а в Украине на «АвтоЗАЗе» началась сборка автомобилей Lada Samara. Вскоре сборка автомобилей Lada 4X4 была организована в городе Кито (Эквадор) на предприятии «Аймеса».
В 2007 году в ближнем зарубежье начались продажи автомобиля Lada 2170 (под этим заводским индексом на экспорт до настоящего времени поставляется Lada Priora). Тогда же ПАО АвтоВАЗ отметил юбилей своей внешнеторговой деятельности — отгружен 7-миллионный экспортный автомобиль, которым стал Lada 1118 (седан Lada Kalina).
Начиная с 2010 года география поставок автомобилей Lada охватывает достаточно обширный регион — это страны СНГ (более 90 %) и Европы (3-5 %), а также ряд государств Африки и Латинской Америки (не более 1,5-2 %). Продажа автомобилей Lada за рубежом организована через официальные дилерские сети импортеров ПАО «АвтоВАЗ». Реализацией Lada занимаются около 20 официальных импортеров, которые сотрудничают в общей сложности более чем с 200 местными дилерами. Среди стран СНГ самым ёмким рынком изначально была Украина, куда поставлялись как готовые автомобили, так и машинокомплекты. Сначала введение ряда ограничительных таможенных пошлин этой страной, а затем сформировавшийся здесь экономический и социально-политический кризис резко снизили поставки автомобилей практически всех марок, ранее продававшихся на Украине.
На начало второго полугодия 2014 г. самым ёмким экспортным рынком автомобилей Lada является Казахстан. Отлаженными и перспективными рынками считаются Азербайджан, Белоруссия, страны Европы, Египет.
Критика
Низкое качество автомобилей производства ПАО «АвтоВАЗа» стало широко известным фактом и часто высмеивается в среде автомобилистов. В октябре 2009 года ПАО «АвтоВАЗ» в презентации бизнес-плана впервые признал, что производит автомобили «чрезвычайно низкого» качества, и назвал себя неэффективным по многим пунктам. Одной из причин такой ситуации было названо «низкое качество покупных комплектующих».
27 мая 2013 года компания принимает решение по отзыву более 30 тысяч автомобилей марок Lada Granta и Lada Kalina по причине проблем с тормозной системой у партии автомобилей, выпущенных с ABS и тросовой КПП и произведенных до 7 апреля 2013 года включительно.
В марте 2017 года компания отозвала более 106 тысяч автомобилей Lada Granta и Lada Kalina, проданных после 3 сентября 2016 года. Причиной отзыва стали возможные проблемы с топливной трубкой.
Flying Car 3.0 строили в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. Компания рассчитывает найти в Монако инвесторов и приступить к приему предзаказов уже в этом году.
В интернет «утекли» первые фотографии нового кроссовера Citroen C5 Aircross, который предназначен для автомобильного рынка Китая. Публичная премьера новинки состоится в рамках автосалона в Шанхае уже 19 апреля.