Регулировочный жезл, как эстафета, передается из поколения в поколение. Один из жезлов меняет уже пятого хозяина. Регулировочную палку даже перекрасили, но не заменили. Почти раритет - деревянный, 50 сантиметров в длину. В запаснике музея МВД России хранится почти вся история регулировочных жезлов. Она умещается в одной коробке - фотографии, документы.
Как сообщают "РТР-Вести", 80 лет назад была разработана специальная инструкция для постового милиционера, что такое жезл и как им пользоваться. В ней так и записано: регулировщику запрещается делать лишние движения, можно только опускать или поднимать жезл. В музее жезла того времени нет. Известно лишь, что он одиннадцати вершков в длину, красного цвета, с желтой рукояткой.
Это норма, которую на местах не всегда соблюдали. В честь лучших регулировщиков изготовлялись именные жезлы, с портретами и дарственными надписями. Есть здесь и действительно уникальный образец. Хранители этот жезл называют прообразом нынешней базы данных ГИБДД. На жезле - номера угнанных машин, телефоны спецслужб, прокурора, медэкспертов, криминалистов и кинологов. Кнопкой подсвечивается нужная строка. Есть здесь еще свисток и компостер для талонов - изобретение инспектора Танаяна, так и не запущенное в серию.
60-е годы. Музейные хранители говорят, это было время, когда регулировочный жезл сравнивали с дирижерской палочкой. В Ленинграде, например, после войны ходили к перекрестку "на Александрова". По словам Галины Астафьевой, старшего научного сотрудника отдела научной фондовой работы Центрального музея МВД России, люди приходили и любовались движениями этого регулировщика. Считалось, что лучший регулировщик в Москве имеет право стоять на посту №1 на Красной площади.
В 20-е годы регулировщиков в Москве было больше, чем сейчас. Они работали почти на каждом перекрестке. Сейчас их заменили светофоры. Вручную регулировать движение приходится там, где светофоры не работают или слишком оживленное движение.
80 лет регулировочному жезлу - юбилей, о котором знают в основном лишь музейные работники. Водители говорят, что это к лучшему: проезжать мимо инспектора, который работает в праздник, без подарка не всегда получается.
История жезла
На первый взгляд, кажется, что работать жезлом регулировщика легко и просто. На самом деле, постового можно сравнить с дирижером большого оркестра, а его жезл – с дирижерской палочкой. Были времена, когда люди специально приходили смотреть, как на перекрестках работают регулировщики-виртуозы: на изысканность их движений и своеобразный «шик» в обращении с жезлом. Например, в послевоенном Ленинграде ходили «на Александрова».
Прародителем главного атрибута всех гаишников был белый жезл, история которого началась еще в царской России. На рубеже XIX-XX веков появление «самобеглых экипажей»-автомобилей и увеличение транспортного потока в целом потребовали привести уличное движение к некоему порядку.
С 1907-1908 гг. по распоряжению градоначальника столичного Санкт-Петербурга Даниила Васильевича Драчевского дорожные регулировщики получили специальную деревянную палку-трость белого цвета длиной 90 см, которую полагалось носить с собой в кожаном чехле. Подавать ей можно было только такие знаки: указывать на экипаж, которому следует остановиться, или поднимать трость вверх и делать ей вращательные движения. Вращение означало, что замереть должны абсолютно все участники дорожного движения. Газета «Московские новости» тогда писала:
«В Санкт-Петербургской полиции сделано нововведение. Чинам на некоторых постах, более бойких по движению улиц, присвоены короткие белые трости для регулирования движения и ограждения безопасности пешеходов».
С приходом к власти большевиков цвет жезла изменился на красный, но не для того, чтобы он стал «с красным знаменем цвета одного», а потому, что посчитали, будто красный цвет лучше привлекает внимание участников дорожного движения.
«Инструкция постовому милиционеру о порядке пользования жезлом» № 546 от 29 ноября 1922 г. регламентировала:
«В целях правильного урегулирования уличного движения, всем постовым милиционерам вручаются жезлы (длиною около 11-ти вершков (ок. 49 см) красного цвета с желтой рукояткой)…».
В документе был расписан порядок движения и остановки транспорта, и отмечалось, что постовому запрещается делать какие-либо движения жезлом, кроме поднятия вверх (и опускания).
Первые в Советской России светофоры начали появляться в Москве только с 1924 года: на Кузнецком мосту, на Страстной площади (ныне – Пушкинской) и др. Поэтому регулировщиков можно было увидеть практически на всех перекрестках. Так как выдаваемых жезлов на всех не хватало, милиционерам приходилось собственноручно выпиливать их из дерева и красить.
В Петрозаводске первый светофор заработал в 1950-х годах на перекрестке пр. Карла Маркса и ул. Комсомольской (ныне – Андропова).
В 1931-1932 гг. при управлениях милиции Советских Социалистических Республик, краев, областей были организованы отделы по регулированию уличного движения (ОРУД) и введен институт постового инспектора. В 1936 г. утверждено Положение о Госавтоинспекции (ГАИ).
В 1930-х годах жезлы решили отменить вообще (Инструкция Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции от 31 декабря 1932 г.) – вместо них милиционерам выдали белые перчатки, которые, по задумке властей, должны были быть ничуть не менее заметными. Но идея, как видно, не прижилась...
27 апреля 1939 года «палочки» вернули на службу. Вступил в действие циркуляр № 55 Главного управления РК милиции НКВД СССР, который предусматривал введение специального черно-белого полосатого жезла, при помощи которого милиционеры должны были заниматься регулировкой движения на дорогах. Оказалось, зрение человека устроено так, что на фоне множества дневных красок привлекает взгляд именно черно-белый предмет. Ночью же все цветное становится серым, и единственное, что видно отчетливо – снова черно-белые предметы!
Великая Отечественная война 1941-1945 годов внесла свои коррективы в работу ГАИ и ОРУД. Вместе со всей страной они перестроили свою деятельность на военный лад.
Одной из особенностей работы стало регулирование движения в затемненных городах: водители плохо ориентировались на перекрестках и бывали случаи наездов на постовых милиционеров. Поэтому стали применять светящиеся составы. Ими покрывали жезлы, каски, накидки регулировщиков, что сыграло важную роль в предотвращении аварий. Женщины-регулировщицы особенно страдали от холода. В самые морозные зимние дни им разрешалось надевать на голову шерстяной платок, а поверх него шапку со звездочкой.
Несмотря на экстремальные условия в годы Великой Отечественной войны, Госавтоинспекция и ОРУД справились с поставленными перед ними задачами и внесли немалый вклад в укрепление экономической и оборонной мощи нашей страны.
В послевоенные годы из армии в народное хозяйство поступило большое количество автомобилей и мотоциклов, восстанавливалось разрушенное хозяйство, значительно возросли объемы дорожного строительства.
Малочисленный штат ГАИ и ОРУД не мог эффективно противостоять увеличению числа дорожно-транспортных происшествий. В этой связи на уровне правительства страны и МВД СССР предпринимались меры по совершенствованию структур данных подразделений, укреплению их кадрами и внедрению в практику работы новых научных достижений.
В 1960-х годах гаишников снова оставили без жезлов! С 1961 по 1963 гг. в Москве проводился эксперимент, когда «полосатые палочки» заменили перчатками с крагами.
Нововведение признали успешным, и Приказом МООП РСФСР от 22 апреля 1963 г. было регламентировано «регулирование движения на улицах и дорогах жестами взамен регулирования жезлом и о порядке ношения снаряжения и спецодежды белого цвета». До 1969 г. милиционеры направляли движение только руками. Потом жезлы все же вернули. Связано это было с тем, что к 1970-м годам старая государственная система обеспечения безопасности дорожного движения уже не справлялась с возложенными на нее задачами. Значительно выросло количество происшествий, число погибших и раненых. Вновь требовалась модернизация деятельности Госавтоинспекции.
В конструкции милицейского жезла также произошли существенные изменения. – его стали изготавливать из пластика с подсветкой внутри, благодаря чему жезл стал лучше виден ночью. Впоследствии белые полосы стали наносить светоотражающей краской.
Впоследствии жезл не раз пытались модернизировать. В 1980-е годы начальник оперативного отдела Аджарской АССР Арамаис Тоноян разработал так называемый «Универсальный жезл для сотрудников ГАИ». У него был пластмассовый корпус, а на белых полосах – номера угнанных машин, телефоны отделов УВД и позывные спецслужб. Кроме того, Тоноян вмонтировал в жезл фонарик, компостер для пробивания талонов нарушителей, а в ручку – свисток. Массового применения изобретение не получило – уникальный образец хранится в музее. Его называют прообразом нынешней базы данных ГАИ.
Современные технические характеристики, утвержденные Постановлением Госстандарта России № 33-ст в 2000 г., разделяют жезлы регулировщика по нескольким признакам:
по функциональному назначению – простые и комбинированные с дополнительными функциями;
по конструкции – цилиндрические и дисковые;
по принципу обеспечения светового потока – окрашенные красителями, электрифицированные, имеющие люминесцирующее вещество, имеющие световозвращающие элементы.
Даже сегодня, несмотря на новые технологии, ГИБДД не видит альтернативы жезлу регулировщика для управления движением.
Анекдот на тему:
3755 год. Урок истории. Учитель показывает милицейский жезл.
- Ребята, знаете ли вы что это такое?
- Не-е-е-ет
- Вот этой палкой люди из племени ГАИ рубили капусту
Способы нанесения ударов милицейским жезлом
Удар как элемент техники рукопашного боя является логическим продолжением защитного действия к предшествует стадии завершения комбинации.
Удары с использованием милицейского жезла имеют свою специфику и требуют специального рассмотрения.
Способы нанесения ударов в случае удара
Прямой удар или удар тычком концом жезла (рис. 1) наносится в голову, туловище, пах.
Удар сверху (рис. 2) выполняется с сильного замаха и наносится в голову и ключицу.
Удар сбоку (рис. 3) выполняется с сильного замаха из-за плеча и наносится в голову, шею, плечо.
Удар снизу (рис. 4) выполняется маховым движением руки s энергичным доворотом кисти в конце движения, направлен преимущественно в пах и голову.
Удар наотмашь (pиc.5 и 6) выполняется с сильного замаха в голову, шею, пах, руку противника.
Способы нанесения ударов в случае обратного хвата
Прямой удар или удар тычком (рис. 7) наносится концом рукоятки, причем жезл при этом плотно прижат к предплечью. Наносится в голову, туловище.
Удар сбоку (рис. 8) выполняется движением руки сбоку в сторону цели с энергичным доворотом кисти в конечной фазе. В основном наносится в голову.
Удар снизу (рис. 9 и 10) выполняется в голову и пах маховым движением руки снизу с энергичным доворотом кисти в конечной фазе.
Удар наотмашь (рис. 11 и 12) выполняется с сильного замаха не только в пах, туловище и голову концом жезла, но и всей плоскостью.
Удар сверху концом жезла (рис. 13) выполняется с сильного замаха в спину наклонившегося противника.
Способы ванесения ударов в случае хвата двумя рукамм
В этом случае жезл удерживается правой рукой за рукоятку, левой за конец жезла.
Прямой удар (рис. 14) наносится в горло, голову.
Удар наотмашь наносится концом рукоятки в голову (рис. 15) или в туловище (рис. 16),
Болевые и удушающие приемы при помощи милицейского жезла
Болевые приемы на руки
На рис. 17 (а—д) показана последовательность действий при выполнении приема захватом руки под плечо снизу.
Рис.17
Удерживая жезл прямым хватом в правой руке, провести его снизу между правым плечом и туловищем противника (а), захватить левой рукой конец жезла (б), развернувшись на левой ноге на 180° вправо, плотно зафиксировать плечо противника (в), используя конец жезла как рычаг, надавить на него, осадив противника вниз (г).
Болевой эффект возникает в результате сдавливания плеча противника между жезлом и предплечьем своей правой рукой (д).
Это элементы техники рукопашного боя, которые используют в конечной стадии поединка с противником, добиваясь сильного болевого или удушающего эффекта.
На рис. 18 (а—г) показан болевой прием захватом руки противника за плечо сверху.
Рис. 19
Удерживая жезл обратным хватом, захватить им правое плечо противника сзади сверху (а), провести свою левую между его туловищем и правым плечом и захватить конец жезла (б), развернувшись на левой ноге на 180° вправо, с силой надавить жезлом на плечо противника (в), осадив его вниз и воздействуя жезлом, выполнить загиб руки за спину (г).
Аналогично используя жезл, можно выполнять болевые приемы на предплечья и кисти.
Болевые приемы на ноги выполняются после проведения защиты подхватом ноги изнутри или снаружи.
Рис.19
На рис. 19 (а—в) показан болевой прием после подхвата ноги снаружи.
Выполнить защиту подхватом ноги снаружи (а), левой рукой захватить конец жезла (б), сжимая голень между предплечьем левой руки и жезлом, добиться болевого эффекта (в).
На рис. 20 (а—в) показан болевой прием после подхвата изнутри.
Рис. 20
Выполнить защиту подхватом ноги изнутри (а), захватить левой рукой конец жезла (6), сжимая голень между жезлом и предплечьем, развернуть противника и добиться максимального болевого эффекта (в)
Удушающие приемы
На рис. 21 и 22 показаны способы удушения с помощью жезла, который удерживается двумя руками.
Рис.21
Рис.22
В первом случае после захвата необходимо забежать за спину и сильно сдавить шею между жезлом и плечом,
Во втором случае, захвагив шею противника, резко фижать его голову к своему плечу и сдавить жезлом.
На рис. 23 и 24 показаны способы удушения захвагом слева и справа, когда жезл удерживается обратным хватом.
Удушающий эффект возникает за счет сжатия шеи противника между жезлом и предплечьями.
Flying Car 3.0 строили в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. Компания рассчитывает найти в Монако инвесторов и приступить к приему предзаказов уже в этом году.
В интернет «утекли» первые фотографии нового кроссовера Citroen C5 Aircross, который предназначен для автомобильного рынка Китая. Публичная премьера новинки состоится в рамках автосалона в Шанхае уже 19 апреля.