Беспилотные такси появятся уже через пять лет
Американская автомобильная компания Ford намерена к 2025 году начать выпуск моделей, оснащенных автопилотом, предназначенных для эксплуатированию широкими массами населения. Планируется, что модель будет лишена руля и педалей, что значительно повысит комфорт пассажиров.
Президент американского концерна Марк Филдс заявил, что все сотрудники предприятия стремятся к тому, чтобы автономные автомобили стали доступны абсолютно для каждого, а не только для тех, кто ведает миллионами.
В настоящий момент компания занимается тестированием таких автомобилей. В качестве «подопытного кролика» используется модель Fusion, оснащенная четырьмя лидарами.
Уже решено, что до выпуска беспилотников в массовые продажи, первые партии чудо-машин будущего опробуют на пассажирах таких служб такси, как Lyft и Uber. По планам руководства автогиганта, такое тестирование должно начаться уже с 2021 года.
А до тех пор инженеры компании Ford будут тестировать свои перспективные самоуправляемые машины на трассах специального полигона Mcity.
Беспилотный автомобиль
Беспилотный автомобиль — транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия человека.
Этапы разработки беспилотного автомобиля
«Беспилотные» автотранспортные средства (БАС), управляемые без участия водителя, разрабатываются с 1980-х годов для легковых автомобилей, «внутризаводского» и грузового транспорта, сельскохозяйственных машин и автомобильной техники военного назначения. Наиболее активно работы ведутся в США, Германии, Японии, Италии, Китае, Великобритании, Франции, Корее такими фирмами, как "General Motors", "Ford", "Mersedes Benz", Volkswagen, "Audi", BMW, "Volvo", "Сaddilac" и другими. Значительный объем работ проводится по закрытой тематике в рамках оборонных заказов и по этой причине результаты работ в открытой печати не публикуются. Сложные наукоемкие технические решения, программное обеспечение, алгоритмы работы, датчики систем управления БАС во многих странах отнесены к продукции двойного назначения и их приобретение представляет большие проблемы или в принципе невозможно.
В области проектирования беспилотных легковых автомобилей-роботов наибольших успехов добилась компания "Google" (США).
Движение Google-мобиля отслеживается на дорожной карте, которую составляет система управления. Автомобили Google в тестовом режиме проехали по дорогам Калифорнии более 300 тыс. миль, в том числе по главной трассе между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом.
Большая часть этого пути пройдена полностью в автоматическом режиме, при котором сотрудник "Google" находился в машине на пассажирском сиденье. В автопарке компании "Google" имеется 25 беспилотных автомобилей моделей Toyota Prius, Audi TT и др.
На данный период времени известно большое количество международных проектов по разработке БАС. Среди них можно выделить следующие проекты. Беспилотное транспортное средство под названием Adaptive und Kooperative Technologien fur den Intelligenten Verkehr (кратко AKTIV) разрабатывают 28 известных европейских компаний. В их число вошли BMW, "Siemens", VW, "Bosch", "Vodafone" и еще 23 компании.
Основным приоритетом для создателей AKTIV стали следующие задачи: активная безопасность, транспортная коммуникация и организация регулирования транспортных потоков, предупреждение и борьба с автомобильными заторами. Еще одной целью для AKTIV является система слежения за безопасностью на дороге, позволяющая «подстраховать» водителя в сложной ситуации. На данном этапе AKTIV способен контролировать плавность разгона и торможения, синхронизируя этот процесс даже для целой группы автомобилей.
Кроме того, система управления AKTIV «включает» аварийную систему торможения при внештатных ситуациях. При испытаниях автомобиль AKTIV (беспилотный) на автодроме развивал скорость до 180 км/ч.
Другой проект по разработке «беспилотного» автомобиля также ведется в Германии по созданию автомобиля-робота под названием Leonie. Система его управления способна контролировать положение автомобиля в общем транспортном потоке с помощью большого количества датчиков, дальномеров и тепловизоров. Автомобиль-робот может передвигаться как в пустынях, так и на оживленных трассах, преодолевая и большие расстояния, и туннели.
Кроме того, немецкие конструкторы ведут работу по созданию еще одного беспилотного автомобиля-робота под названием Made in Germany (MIG). Проект MIG реализуется только в Германии. В его создании принимают участие ученые из нескольких ведущих университетов. На данном этапе автомобиль MIG способен контролировать окружающую обстановку в радиусе 70 метров и обучается езде по перекресткам и пешеходным переходам. В качестве «органов восприятия» используются все те же датчики и дальномеры.
На конференции HAVEit немецкий концерн «Фольксваген» провёл демонстрацию технологии Temporary Auto Pilot (временный автопилот, PDF) на базе автомобиля Volkswagen Passat. По аналогии с самолётами, водитель этого автомобиля может включать функцию автоматического управления автомобилем на незагруженных участках дороги. Временный автопилот Volkswagen работает при движении на магистралях со скоростью до 120 км/ч. Главное достоинство системы его управления — в том, что система уже практически готова к внедрению на серийных автомобилях.
Разработка Volkswagen является последовательным совершенствованием существующих технологий, которыми комплектуются современные серийные автомобили. К ним относятся адаптивный круиз-контроль и система слежения за полосой движения, которые объединены.
Автопилот автомобиля Volkswagen способен держаться своей полосы движения и сохранять стабильную дистанцию за движущимся впереди транспортным средством, притормаживать в случае необходимости. Система также умеет распознавать дорожные знаки и изменять скорость соответствующим образом. Кроме магистралей, автопилот Volkswagen может передвигаться в заторах, повторяя однотипный цикл старт — стоп, сохраняя дистанцию и полосу движения.
Манёвры «беспилотного» автомобиля в настоящее время ограничены, и он не может проехать по заданному маршруту без помощи водителя в отличие от перемещений автомобилей "Google".
Основной задачей фирмы "General Motors" (США) при разработке автомобиля с полностью или частично автоматизированным управлением является повышение уровня безопасности. В ближайшие годы использование автономных систем управления транспортным средством в сочетании с инновационными системами безопасности позволит полностью устранить аварии посредством вмешательства в управление даже в тот момент, когда водитель еще не подозревает об опасной ситуации. Работа данных автоматических систем управления автомобилем в перспективе должна полностью заменить водителей.
Преимущества беспилотных автомобилей
- перевозка грузов в опасных зонах, во время природных и техногенных катастроф или военных действий.
- снижение стоимости транспортировки грузов и людей за счёт экономии на заработной плате водителей.
- более экономичное потребление топлива и использование дорог за счёт централизованного управления транспортным потоком.
- экономия времени, ныне затрачиваемого на управление ТС, позволяет заняться более важными делами или отдохнуть.
- у людей с ослабленным зрением появляется возможность самостоятельно перемещаться на автомобиле.
- минимизация ДТП, человеческих жертв.
- повышение пропускной способности дорог за счёт сужения ширины дорожных полос.
Недостатки беспилотных автомобилей
- Ответственность за нанесение ущерба.
- Утрата возможности самостоятельного вождения автомобиля.
- Надёжность ПО (программного обеспечения).
- Отсутствие опыта вождения у водителей в критической ситуации.
- Потеря рабочих мест людьми, чья работа связана с вождением транспортных средств.
- Потеря приватности.
- Минирование беспилотных автомобилей.
- Этический вопрос о наиболее приемлемом числе жертв, аналогичный проблеме вагонетки, стоящий перед компьютером автомобиля при неизбежном столкновении.
Некоторые системы полагаются на инфраструктурные системы (например, встроенные в дорогу или около неё), но более продвинутые технологии позволяют симулировать присутствие человека на уровне принятия решений о рулении и скорости, благодаря набору камер, сенсоров, радаров и систем спутниковой навигации.